Типы документов

Реклама

Партнеры

Распоряжение Правительства Белгородской обл. от 02.12.2013 N 594-рп "Об утверждении Концепции миграционной политики Белгородской области на период до 2025 года"



ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 декабря 2013 г. № 594-рп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

В целях реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации, и совершенствования системы управления миграционными процессами:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию миграционной политики Белгородской области на период до 2025 года (далее - Концепция).

2. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов в рамках компетенции разработать планы мероприятий по реализации настоящей Концепции.

3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области (Сергачев В.А.), Администрацию Губернатора области (Батанова Е.П.).

Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО





Утверждена
распоряжением
Правительства Белгородской области
от 2 декабря 2013 года № 594-рп

КОНЦЕПЦИЯ
МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

1. Общие положения

Концепция миграционной политики Белгородской области на период до 2025 года (далее - Концепция) разработана на основе Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, во взаимосвязи с концепцией демографического развития Белгородской области, Стратегией социально-экономического развития Белгородской области до 2025 года и другими документами стратегического планирования.
Разработка настоящей Концепции обусловлена необходимостью обозначения стратегических ориентиров миграционной политики во взаимосвязи с перспективами экономического, социального и демографического развития области.
Концепция должна служить ориентиром для органов государственной власти и местного самоуправления при решении вопросов миграционной политики, направленных на реализацию мер по регулированию миграционных процессов.
Реализация настоящей Концепции должна способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов.
Концепция представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетов в сфере регулирования миграционных процессов.
Концепция:
- определяет важнейшие цели, приоритеты и основные направления миграционной политики Белгородской области;
- является составной частью миграционной политики Российской Федерации и основывается на законодательно установленном разделении предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, областных нормативных правовых актах;
- учитывает особенности демографического и социально-экономического развития Белгородской области;
- способствует объединению усилий всех органов государственной власти области по разработке механизмов привлечения иммигрантов репродуктивного возраста, имеющих высокий квалификационный уровень в профессиях, представляющих приоритетный интерес для демографического и социально-экономического развития области.
Предполагается реализация Концепции на территории Белгородской области с максимально широким использованием всех резервов и возможностей управленческого, научного и финансового характера; потенциала общественных объединений и органов местного самоуправления; привлечением к взаимодействию религиозных организаций; использованием институтов социального партнерства.
Концепция ориентирована на долгосрочный период (до 2025 года), что обусловлено необходимостью регулирования миграционных процессов и долгосрочностью достижения ожидаемых результатов.

2. Современная миграционная ситуация в Белгородской области

В 1992 - 2000 годах в связи с распадом Советского Союза отмечалась массовая вынужденная миграция русскоязычного населения, в основном из государств Центральной Азии (Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении). Основной целью мигрантов было приобретение гражданства Российской Федерации с постоянным местом жительства. Численность населения Белгородской области на 1 января 2013 года составила 1541 тыс. человек и увеличилась за 2012 год на 4,9 тыс. человек, или на 0,3 процента. Городское население увеличилось на 6,1 тыс. человек (на 0,6 процента) и составило 1026,5 тыс. человек. Численность сельского населения снизилась на 1,2 тыс. человек (на 0,2 процента) и составила 514,5 тыс. человек. Доля городского населения в общей численности составила 66,6 процента, сельского - 33,4 процента. За 2012 год увеличилась численность населения в городских округах: г. Белгород - на 2 процента и Старооскольском - на 0,2 процента, а также в муниципальных районах: Белгородском - на 1,8 процента, Ракитянском - на 0,9 процента и Грайворонском - на 0,3 процента. Численность населения за 2012 год сократилась в Губкинском городском округе - на 0,4 процента и 16 муниципальных районах. Наиболее значительное снижение численности жителей произошло в районах: Прохоровском - на 2,4 процента, Красненском - на 2,3 процента, Вейделевском - на 2,1 процента, Красногвардейском - на 2 процента, Ивнянском - на 1,4 процента и Волоконовском - на 1,3 процента. Из общего числа городских населенных пунктов увеличение численности населения отмечается в городах: Грайворон - на 0,6 процента, Строитель - на 0,2 процента, Алексеевка и Старый Оскол - на 0,1 процента в каждом, а также в 8 поселках городского типа, наибольшее в Разумном - на 3,6 процента, Ракитном и Яковлево - на 0,9 процента в каждом, Масловой Пристани - на 0,8 процента. За 2012 год снизилась численность населения в 6 городах и 10 поселках городского типа.
Наибольшее сокращение жителей наблюдалось в городах: Бирюч - на 3,2 процента, Валуйки - на 0,9 процента, Новый Оскол - на 0,7 процента, Губкин - на 0,6 процента, Шебекино - на 0,5 процента, а также в поселках городского типа: Прохоровка - на 2,3 процента, Вейделевка и Пятницкое - на 1,8 процента в каждом, Октябрьский - на 1,7 процента, Ивня - на 1,5 процента, Волоконовка - на 1,3 процента.
В целом по области численность населения за 8 лет между переписями 2002 и 2010 годов увеличилась на 1,4 процента. При этом за счет миграционного притока в Центральном федеральном округе население выросло только в городе Москве, Московской и Белгородской областях.
Белгородская область по-прежнему занимает 5 место в Центральном федеральном округе по численности постоянного населения после города Москвы (11 млн.), Московской области (7 млн.), Воронежской (2 млн.) и Тульской (1,6 млн.) областей и составляет немногим более 1 процента численности Российской Федерации.
Следует также отметить, что Белгородская область занимает 3 место среди субъектов Центрального федерального округа после города Москвы и Московской области, увеличивших численность постоянного населения в сравнении с переписью 2002 года. Население области за 8 лет увеличилось на 21,1 тыс. человек за счет превышения миграционного прироста над естественной убылью.
Всего за последние 10 лет на территорию Белгородской области прибыло порядка 60 тыс. человек. Пик миграции в область пришелся на 2000 и 2007 годы - около 8 и 7 тыс. человек соответственно.
Наиболее интенсивные иммиграционные потоки отмечены во временном железнодорожном пункте пропуска "Белгород" (39,9 процента) и в многостороннем автомобильном пункте пропуска "Нехотеевка" (25,3 процента).
Преобладающая часть иностранных граждан и лиц без гражданства (91,2 процента) прибыла в область с частной поездкой к знакомым и родственникам на непродолжительный срок, а также для получения разрешений на временное и постоянное проживание. При этом численность граждан Украины составила 97,3 процента.
В 2012 году наибольшее число иностранцев, поставленных на миграционный учет, наблюдалось в городе Белгороде (37,7 процента), Белгородском районе (17 процентов), а также Старооскольском городском округе (13,1 процента). На остальные районы приходится от 0,1 до 4,1 процента.
Из общего числа поставленных на миграционный учет по месту пребывания составили граждане: Узбекистана - 13426, Молдовы - 6146, Украины - 5321, Казахстана - 5208, Армении - 3025, Азербайджана - 2935, Германии - 2588, Таджикистана - 1555, Кыргызстана - 1522, Белоруссии -1027, других стран - 7353 человека.
В 2012 году с заявлением о получении разрешений на временное проживание обратились 3170 иностранных граждан и лиц без гражданства (в 2011 году - 2415; увеличение на 31,3 процента). Из общего числа принятых заявлений 1149 (в 2011 году - 894) приняты в пределах квоты, 2021 - вне квоты (в 2011 году - 1521).
Большинство граждан, желающих получить разрешение на временное проживание, прибыли в область из Украины (1254), Казахстана (808), Кыргызстана (295), Узбекистана (203), Молдовы (188), Армении (143).
Иностранные граждане и лица без гражданства, подавшие заявления на временное проживание, в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты (1600 единиц) в обязательном порядке получают разрешение межведомственных комиссий миграционного контроля городов и районов области.
В 2012 году оформлено и выдано 3183 разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства (в 2011 году - 2315; увеличение на 37,5 процента), в том числе по странам исхода: Украина - 1186, Казахстан - 925, Кыргызстан - 333, Молдова - 186, Армения - 148, Узбекистан - 181, Азербайджан - 60, лица без гражданства - 53, Таджикистан - 28, Туркменистан - 29, Грузия - 17, другие страны - 37 человек.
Увеличение данного показателя обусловлено тем, что произошло изменение действующего миграционного законодательства о гражданстве, касающегося граждан Казахстана, Белоруссии и Кыргызстана, прибывающих на постоянное место жительства из государств гражданской принадлежности, имеющих возможность приобрести гражданство Российской Федерации по международным соглашениям, - данная категория граждан может обратиться с заявлением о приобретении российского гражданства только после получения вида на жительство.
Всего по разрешениям на временное проживание на территории области проживают 6300 человек (в 2011 году - 5040; увеличение на 25 процентов). Выданы 2382 вида на жительство (в 2011 году - 2524; меньше на 5,6 процента), из них 107 продлены (в 2011 году - 39; рост в 2,7 раза).
В 2012 году приобрели гражданство Российской Федерации 1509 человек (в 2011 году - 2557; меньше на 40 процентов, в том числе в упрощенном порядке - 1357 (в 2011 году - 591; увеличение в 2,3 раза), в соответствии с международными соглашениями - 151 (в 2011 году - 1966; снижение в 13 раз).
Отмечена заметная тенденция к увеличению числа обращений о приеме в гражданство в упрощенном порядке и снижению обращений по международным соглашениям, на что повлияло изменение порядка обращения граждан Казахстана, Кыргызстана и Беларуси (только при наличии вида на жительство как документа, подтверждающего проживание на территории России).
Характерной чертой внешней этнической миграции является трудовая миграция. Белгородскую область характеризуют благоприятное географическое положение, мощная транспортная инфраструктура, интенсивно развитое сельское хозяйство и высокий уровень промышленного производства.
Область занимает лидирующие позиции в развитии человеческого потенциала, в перспективе призвана стать стартовой площадкой для реализации десятков инновационных проектов по таким направлениям, как агробиотехнологии, энергетика, медицина, международная логистика, развитие городской среды и управление городами.
Масштабная программа антикризисных мер позволила стабилизировать ситуацию на рынке труда. В сравнении с 2011 годом удалось снизить уровень безработицы среди трудоспособного населения, практически в два раза уменьшилось число российских граждан, уволенных в связи с сокращением рабочих мест. В то же время заметно возросла потребность в российских и иностранных работниках.
Численность экономически активного населения составила 934 тыс. человек (60,6 процента). Число граждан, обратившихся по вопросу трудоустройства в центры занятости населения по Белгородской области в 2012 году, составила 20 979 человек (в 2011 году - 24 600; меньше на 14,7 процента). Трудоустроено 11 142 человека (в 2011 году - 13 182; меньше на 15,4 процента). Показатель трудоустройства в регионе в 2012 году составил 53,1 процента (в 2011 году - 53,6 процента), а уровень зарегистрированной безработицы - 1,25 процента (в 2011 году - 1,49 процента). Это один из самых низких показателей в России.
Доля иностранных работников на региональном рынке труда составила менее 1 процента от численности экономически активного населения. Основной причиной привлечения иностранной рабочей силы является невозможность замещения вакансий, указанных в заявках работодателей, российскими гражданами ввиду отсутствия необходимого количества профессиональных кадров, в первую очередь специалистов узкого профиля. В то же время отмечается тенденция к повышению социальной ответственности бизнеса перед обществом, обеспечению приоритетности трудоустройства местного населения.
В сравнении с периодом 1990 - 2000 годов последние годы характеризуются стремительным ростом этнической, в первую очередь трудовой миграции из государств центрально-азиатского региона (Узбекистан, Таджикистан, Туркмения).
Во-первых, появляются рабочие места, которые в сложившихся социально-экономических условиях и в данное время оказываются малопривлекательными для местных жителей и не обеспечиваются притоком рабочей силы из других регионов страны.
Во-вторых, уровень жизни в странах - экспортерах рабочей силы значительно ниже, чем в России: люди не могут найти работу в своей стране или считают, что в России могут заработать существенно больше.
Трудовых мигрантов можно условно разделить на две категории.
Первая - это граждане так называемого дальнего зарубежья, в основном высококвалифицированные специалисты, привлекаемые российскими предприятиями и организациями, как правило, в рамках устанавливаемой квоты.
Вторая - это стихийно приезжающие в Россию иностранные граждане, в основном из стран центрально-азиатского региона. Именно эта категория этнических трудовых мигрантов сегодня составляет более 90 процентов всего количества иностранной рабочей силы в Белгородской области и является базой для пополнения нелегальных мигрантов. Это в основном низкоквалифицированные работники. Их правовой статус - временное пребывание в Российской Федерации (от 3 до 90 суток). Таким образом, между понятиями "временно пребывающий иностранный гражданин" и "трудовой мигрант" можно ставить знак равенства.
Основными сферами экономики, где используется труд мигрантов, являются строительство (от 60 до 80 процентов), сельское хозяйство (10 - 12 процентов), торговля и бытовое обслуживание, транспорт и промышленность. Можно сделать вывод, что это устойчивая тенденция, которая будет сохраняться длительное время.
Достаточно актуальными остаются задачи мониторинга санитарно-эпидемиологической обстановки и противодействия распространению социально опасных инфекционных заболеваний. Отдельные категории трудовых мигрантов (прежде всего иностранные граждане, работающие на основании патентов) в соответствии с действующим законодательством при получении разрешительных документов не проходят медицинское освидетельствование в государственных учреждениях здравоохранения. В то же время правоприменительная практика показывает, что определенная часть трудовых мигрантов въезжает в регион, имея социально опасные заболевания или приобретая их на территории Российской Федерации. В максимальной зоне риска - незаконные мигранты, лишенные доступа к медицинскому обслуживанию в связи с тем, что ими не заключаются договоры добровольного медицинского страхования, а также живущие в отсутствие элементарных санитарно-гигиенических норм.
Распространение инфекционных заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции, посредством миграции является острой социальной проблемой, которой уделяется пристальное внимание региональных властей, в том числе и в связи с затратами на лечение мигрантов, поступивших в лечебные учреждения, из бюджетов субъектов Российской Федерации.
По оценке специалистов в области здравоохранения, существующий в настоящее время порядок, предусматривающий отсутствие медицинского освидетельствования в отношении значительной части трудовых мигрантов, является серьезным препятствием на пути практической реализации санитарно-эпидемиологического благополучия на территории государства в целом.
Остается проблематичным отслеживание фактического выезда иностранцев и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации. Подпунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 23 декабря 2010 года № 385-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность сообщать о выезде указанных лиц в орган миграционного учета возложена на органы пограничного контроля. Вместе с тем, на практике такое информирование не осуществляется, что не позволяет своевременно отслеживать выезд и, соответственно, снимать их с миграционного учета.
Существующий порядок контроля фактически не позволяет привлекать к ответственности по части 3 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации ("Использование заведомо подложного документа") следующих через государственную границу иностранцев, имеющих миграционные карты с признаками подделки (в связи с тем, что бланки миграционных карт не являются документами строгой отчетности, а судебная практика Белгородской области свидетельствует о том, что суды не усматривают состава преступления по фактам их подделки, на территории области регулярно появляются миграционные карты с поддельными дата-штампами). Сотрудники Пограничного управления ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям при выезде иностранца не проверяют действительность миграционных карт, ссылаясь на то, что они не являются документом, необходимым для пересечения государственной границы. Работники постов иммиграционного контроля, в свою очередь, при выявлении вышеуказанных нарушений не обладают правом снятия иностранного гражданина с транспортного средства. Сотрудники линейного отдела МВД России на транспорте не могут привлечь подобных лиц к ответственности, ссылаясь на то, что по преступлениям небольшой тяжести судебные органы не дают санкцию на избрание меры пресечения в виде заключения под стражу. В итоге нарушители зачастую скрываются от органов предварительного следствия, беспрепятственно выезжают из страны и, возвращаясь обратно, используют возможности легализации.
Так, в соответствии со статьей 27.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации срок административного задержания для установления личности не должен превышать 3-х часов. Будучи осведомленными об этом, многие задержанные преднамеренно скрывают наличие документов в целях затруднения процедуры идентификации и проверки. Это обстоятельство сделало крайне затруднительным применение административного выдворения их за пределы Российской Федерации, поскольку суды не рассматривают административные дела без документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина.
В рамках решения задачи по привлечению в область мигрантов для восполнения населения, рабочей силы и развития инновационного потенциала следует учитывать, что миграционные ресурсы в перспективе будут уменьшаться.
Вместе с тем, с учетом складывающейся демографической ситуации миграционный приток в область желателен и важен, но его необходимо регулировать.

3. Цели, принципы, задачи и основные направления Концепции

Цели миграционной политики Белгородской области:
обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения области;
увеличение численности постоянного населения Белгородской области, удовлетворение потребностей демографического развития региона;
содействие обеспечению потребности экономики области в притоке квалифицированных рабочих кадров, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей.
Принципы миграционной политики Белгородской области:
обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
недопустимость любых форм дискриминации;
соблюдение норм национального и международного права;
взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти области и органов местного самоуправления, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества;
защита регионального рынка труда;
дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов, с учетом особенностей регионального развития;
открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в области реализации миграционной политики;
научная обоснованность принимаемых решений.
Задачи миграционной политики Белгородской области:
создание условий и стимулов для переселения в Белгородскую область на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан;
разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы;
содействие развитию внутренней миграции;
содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности;
выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;
содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;
противодействие незаконной миграции.

3.1. Основные направления реализации Концепции по созданию
условий и стимулов для переселения в Белгородскую область
на постоянное место жительства соотечественников,
проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных
категорий иностранных граждан

Содействие добровольному переселению в Белгородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, и возвращению эмигрантов;
создание условий для миграции в Белгородскую область предпринимателей и инвесторов;
стимулирование миграции в Белгородскую область молодежи, имеющей особо востребованные на российском рынке труда профессии и специальности, включая обеспечение преференций;
содействие переселению в Белгородскую область иностранных граждан в целях воссоединения семей;
предоставление мест в областных дошкольных образовательных учреждениях, в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей;
содействие переселению на постоянное место жительства квалифицированных специалистов, а также иных иностранных работников, востребованных на региональном рынке труда, путем подбора подходящих вариантов трудоустройства и оказания других государственных услуг в сфере занятости населения;
оказание мер социальной поддержки для переселенцев и членов их семей, совместно переселяющихся на постоянное место жительства в Белгородскую область, и создание комфортных условий для их адаптации;
вовлечение соотечественников, переселившихся в Белгородскую область на постоянное место жительства, и иностранных граждан, получивших гражданство Российской Федерации, в реализацию областных целевых программ ("Семейные фермы Белогорья", "Социальное развитие села" и других);
создание механизмов привлечения иностранных работников, включающих организованный набор трудовых мигрантов в странах исхода;
снижение доли привлекаемых неквалифицированных иностранных работников в общей численности иностранной рабочей силы.

3.2. Основные направления реализации Концепции по разработке
дифференцированных механизмов привлечения, отбора и
использования иностранной рабочей силы

Совершенствование механизма квотирования и иных инструментов регулирования привлечения иностранной рабочей силы, а также создание эффективных механизмов оценки потребности региональной экономики в иностранной рабочей силе на основе анализа показателей социально-экономической, демографической, криминогенной ситуации, соблюдения принципов защиты регионального рынка труда и приоритетных прав российских граждан на трудоустройство;
создание условий для селективного привлечения иностранных работников из дружественных государств, имеющих высокий квалификационный уровень в профессиях, представляющих приоритетный интерес для социально-экономического развития области, разделяющих культурные и конфессиональные ценности принимающего сообщества;
создание механизмов привлечения иностранных работников, включающих организованный набор трудовых мигрантов в странах их происхождения;
снижение доли привлекаемых неквалифицированных иностранных работников в общей численности иностранной рабочей силы.
создание условий для социально-бытового обустройства мигрантов, их адаптации и интеграции в принимающее сообщество, реализации их прав и свобод;
создание механизмов стимулирования иностранных работников, востребованных на региональном рынке труда, к заключению длительных трудовых договоров и получению статуса постоянно проживающих в Российской Федерации;
развитие инфраструктуры в сфере трудовой миграции, в том числе культурно-адаптационных центров и центров медицинского освидетельствования трудовых мигрантов.

3.3. Основные направления реализации Концепции по
содействию развитию внутренней миграции

Создание условий для упрощения процедур регистрационного учета граждан Российской Федерации в целях снятия административных барьеров, препятствующих изменению места пребывания или жительства;
обеспечение доступа граждан к социальным, медицинским и иным видам услуг по месту фактического проживания;
развитие разных форм трудовой мобильности с целью осуществления трудовой деятельности, в том числе распространение вахтового метода ведения работ, гибких форм занятости и гибкого графика работы;
информирование населения о возможностях трудоустройства при переезде в другую местность;
поддержка образовательной (учебной) миграции российских граждан, в том числе в целях получения образования и повышения квалификации по профессиям, востребованным на рынке труда;
развитие взаимодействия службы занятости области со службами занятости субъектов Российской Федерации и частными агентствами по вопросам трудоустройства граждан вне территории их постоянного проживания путем заключения соглашений о сотрудничестве в области занятости населения;
содействие местной внутренней миграции, прежде всего между областным центром, городами и сельскими поселениями;
создание инфраструктуры для проживания внутренних трудовых и учебных мигрантов на основе государственно-частного партнерства;
развитие дешевых сегментов рынка арендного жилья;
совершенствование регионального банка вакансий, региональной и межрегиональной систем обмена информацией о возможностях трудоустройства с целью повышения информированности граждан о возможностях и условиях трудоустройства;
осуществление органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления координации трудоустройства выпускников учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования на предприятиях Белгородской области;
развитие транспортной инфраструктуры, внутренних и межрегиональных пассажирских перевозок.

3.4. Основные направления реализации Концепции по содействию
образовательной (учебной) миграции в Белгородскую область и
поддержке академической мобильности

Оказание содействия образовательным учреждениям и научным организациям в реализации программ международной академической мобильности и в привлечении зарубежных ученых на основе долгосрочных трудовых контрактов;
предоставление возможности иностранным гражданам работать по полученной специальности в Российской Федерации непосредственно после завершения обучения в российских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;
совершенствование условий для обучения в вузах Белгородской области на разных уровнях подготовки российских и иностранных студентов вне зависимости от гражданства и места проживания;
совершенствование условий пребывания в вузах Белгородской области иностранных студентов, их социально-культурной адаптации, медицинского страхования, обеспечения безопасности;
увеличение контингента студентов в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования из числа иностранных граждан, преимущественно граждан государств - участников Содружества Независимых Государств;
содействие соотечественникам, в том числе их детям, проживающим за рубежом, в получении образования на территории Белгородской области;
содействие мобильности специалистов, занимающихся преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работой в образовательных учреждениях и научных организациях;
расширение взаимодействия между вузами Белгородской области и учреждениями образования иностранных государств;
разработка правил пребывания иностранных студентов в период обучения на территории Белгородской области;
реализация соглашения между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области культуры, науки и образования от 25 июня 1995 года, в том числе организация целевого обучения в вузах Харьковской области, Украина;
участие вузов Белгородской области в международных образовательных выставках;
подбор педагогических кадров для работы в общеобразовательных учреждениях при дипломатических представительствах Российской Федерации;
оказание услуг по подтверждению документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях;
совершенствование условий в образовательных учреждениях для образования детей иностранных граждан;
разработка и реализация системы оценки знаний обучающихся детей иностранных граждан;
создание центра изучения русского языка для иностранных граждан, прибывших в область, в рамках реализации Концепции на базе областного государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования "Институт развития образования Белгородской области";
тестирование иностранных граждан на знание русского языка;
организация и проведение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки мигрантов;
организация индивидуального обучения нуждающихся детей из семей переселенцев;
организация психологической помощи нуждающимся детям из семей переселенцев.

3.5. Основные направления реализации Концепции по выполнению
гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов

Создание благоприятных условий для социально-экономической и социокультурной интеграции вынужденных мигрантов, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина;
организация сети центров мигрантов с целью социальной адаптации;
создание сайтов информационной поддержки;
организация горячей линии;
сотрудничество с международными общественными организациями;
разработка комплекса социальных привилегий для высококвалифицированных и востребованных в регионе специалистов;
оздоровление детей из семей мигрантов в школьных и загородных лагерях отдыха;
обеспечение льготным питанием нуждающихся детей из семей мигрантов;
организация бесплатного обучения русскому языку нуждающихся детей из семей мигрантов (за счет средств областного бюджета);
организация, при необходимости, оказания гуманитарной помощи независимо от национальности, вероисповедания, пола, этнической принадлежности и политических взглядов;
организация медицинского освидетельствования мигрантов;
выполнение государственных обязательств по жилищному обустройству лиц, имеющих статус вынужденных переселенцев;
создание фонда жилья для временного поселения вынужденных мигрантов (переселенцев и беженцев); поддержание инфраструктуры объектов для размещения вынужденных мигрантов;
создание региональной и межрегиональной систем обмена информацией по работе с вынужденными мигрантами;
оказание содействия добровольному возвращению беженцев, лиц, получивших убежище на территории Российской Федерации, и претендентов на получение соответствующего статуса в государства их прежнего проживания, а также переселение в третьи страны;
предоставление вынужденным мигрантам полной и объективной информации о ситуации в странах и регионах их прежнего проживания, о безопасности при добровольном возвращении в места прежнего проживания;
оказание содействия развитию в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формирование у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национализма и расовой нетерпимости;
разработка программ социальной поддержки вынужденных мигрантов.

3.6. Основные направления реализации Концепции по содействию
адаптации и интеграции мигрантов, формированию
конструктивного взаимодействия между мигрантами
и принимающим сообществом

Содействие развитию в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формирование у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;
создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, включая их обучение русскому языку, правовое просвещение, информирование о культурных традициях и нормах поведения, путем формирования соответствующей инфраструктуры с привлечением средств массовой информации;
обеспечение доступа иностранных граждан и членов их семей к социальным, медицинским и образовательным услугам в зависимости от их правового статуса;
содействие распространению русского языка и русской культуры за рубежом;
противодействие социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов;
разработка, внедрение и реализация программ адаптации и интеграции мигрантов и членов их семей на основе взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Белгородской области и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и бизнес-структур;
создание инфраструктуры, обеспечивающей содействие адаптации и интеграции, включая центры информационной и правовой поддержки мигрантов, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации;
совершенствование взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Белгородской области и органов местного самоуправления с общественными объединениями, содействующими адаптации и интеграции мигрантов;
создание условий для жилищного и социально-бытового обустройства, интеграции мигрантов, обеспечение баланса интересов местного населения и мигрантов с учетом их этнических, культурных, языковых и религиозных различий;
организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора за условиями размещения и проживания мигрантов на территории Белгородской области;
соблюдение работодателями условий, предусмотренных в разрешениях на привлечение и использование иностранных работников, в трудовых договорах (контрактах);
проведение комплексных проверок законности трудовой деятельности и статуса пребывания иностранных граждан и соблюдения ими налогового законодательства на территории Белгородской области;
создание системы приоритетной поддержки квалифицированных специалистов, деятелей науки, культуры, искусства и спорта из числа мигрантов;
развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания мигрантов сельских поселений;
организация оказания медицинской помощи в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и международными договорами и соглашениями;
создание условий жизни мигрантов путем обеспечения доступа иностранных граждан и членов их семей к социальным, медицинским и образовательным услугам;
подготовка предложений по внесению изменений в действующее законодательство Российской Федерации в части:
разработки положений, устанавливающих превентивный порядок медицинского освидетельствования всех категорий трудовых мигрантов и внедрения механизма их добровольного медицинского страхования на срок пребывания;
- регламентации порядка одновременной выдачи разрешений на работу иностранцам, пребывающим в Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, выполняющим работу по совместительству на одном или нескольких предприятиях по нескольким специальностям.

3.7. Основные направления реализации Концепции
по противодействию незаконной миграции

Совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе обмена информацией по вопросам противодействия незаконной миграции;
подготовка и внесение предложений по совершенствованию правовой базы противодействия незаконной миграции и мер ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации;
разработка и принятие программ противодействия незаконной миграции;
усиление информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями, привлекающими иностранную рабочую силу, в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации;
противодействие организации каналов незаконной миграции;
подготовка предложений по совершенствованию системы выдворения (депортации) иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, обеспечение функционирования специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации;
оказание содействия в усилении контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленного порядка въезда, пребывания и выезда из Российской Федерации и принятие в рамках своей компетенции мер в отношении нарушителей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
совершенствование деятельности органов исполнительной власти Белгородской области, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в сфере миграции, координация их деятельности;
расширение обмена информацией (в том числе и в электронном виде) правоохранительных органов с заинтересованными органами исполнительной власти Белгородской области по вопросам контрольно-надзорной деятельности в сфере миграции;
подготовка предложений по внесению изменений в действующее законодательство Российской Федерации в части:
расширения перечня административных правонарушений в сфере миграции, по которым сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации уполномочены составлять протоколы, а также наделение их правом рассматривать дела об административных правонарушениях данной категории;
установления дополнительных видов наказания за совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства правонарушений, посягающих на общественный порядок и порядок управления, в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации;
установления ограничений по количеству регистрируемых и проживающих граждан по одному адресу исходя из площади жилого помещения, а также об административной ответственности принимающей стороны за противоправные действия иностранных граждан или лиц без гражданства.

4. Международное сотрудничество

Международное сотрудничество Белгородской области в сфере миграции осуществляется по следующим основным направлениям:
расширение взаимодействия с международными организациями в сфере миграции и использование их потенциала;
создание условий для свободного перемещения и трудоустройства граждан в соответствии с международными соглашениями;
формирование правовой базы сотрудничества с иностранными государствами с целью обмена информацией по вопросам миграции, представляющим взаимный интерес;
развитие многостороннего и двустороннего взаимодействия в сфере миграции в рамках международных организаций;
заключение международных соглашений в сфере миграции, способствующих притоку иностранных инвестиций в Белгородскую область;
заключение международных соглашений об организованном привлечении иностранных работников.

5. Информационно-аналитическое обеспечение реализации
миграционной политики Белгородской области

Информационно-аналитическое обеспечение реализации миграционной политики Белгородской области предусматривает:
совершенствование предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере миграции, в том числе с использованием информационных технологий (инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме);
расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения реализации государственной миграционной политики Российской Федерации, в том числе:
развитие системы статистического наблюдения на основе административных систем учета населения и системы выборочных исследований по вопросам внутренней и международной миграции;
совершенствование механизмов сбора, хранения, обработки и распространения информации в сфере миграции;
информационное обеспечение различных миграционных программ и мониторинг их эффективности;
проведение научно-исследовательских разработок для анализа и прогноза миграционной ситуации, мониторинга и оценки эффективности различных миграционных программ;
научное сопровождение изменений в инструментах и механизмах миграционной политики Белгородской области.

6. Основные механизмы реализации
миграционной политики Белгородской области

Настоящей Концепцией предусматриваются следующие основные механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации:
дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы в сфере миграции с учетом норм международного права;
развитие международного сотрудничества в сфере миграции; включение мероприятий по реализации миграционной политики Белгородской области в государственные программы Белгородской области;
учет задач миграционной политики Белгородской области при формировании проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год, концентрация финансовых и материальных ресурсов на реализации приоритетных направлений и задач государственной миграционной политики;
совершенствование системы взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Белгородской области, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в сфере миграции;
постоянный мониторинг и анализ происходящих на территории Белгородской области миграционных процессов и их влияния на социально-экономические, демографические и иные аспекты развития региона, а также последующая корректировка конкретных мер миграционной политики Белгородской области;
развитие научных исследований в сфере миграции.

7. Этапы реализации миграционной
политики Белгородской области

Первый этап (2013 - 2015 годы):
разработка и принятие нормативных правовых актов Белгородской области, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений миграционной политики Белгородской области;
разработка и апробация государственных программ в рамках реализации основных направлений миграционной политики Белгородской области;
создание центров содействия иммиграции в Белгородскую область и медицинского освидетельствования иммигрантов;
создание инфраструктуры для проживания трудовых мигрантов на основе государственно-частного партнерства;
создание инфраструктуры для интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации;
проведение выборочных исследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции.
Второй этап (2016 - 2020 годы):
реализация и мониторинг принятых программ в рамках осуществления основных направлений миграционной политики Белгородской области;
обобщение и анализ правоприменительной практики принятых нормативных правовых актов Белгородской области, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений миграционной политики Белгородской области;
расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения миграционной политики Белгородской области, в том числе уточнение программы статистических и аналитических работ в области внутренней и международной миграции.
Третий этап (2021 - 2025 годы):
оценка эффективности принятых программ в рамках реализации основных направлений миграционной политики Белгородской области;
уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений реализации миграционной политики Белгородской области и корректировка соответствующих программ.


------------------------------------------------------------------