Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Муниципального совета Грайворонского района Белгородской обл. от 27.02.2013 N 339 "О Положении об организации библиотечного обслуживания населения в муниципальном районе "Грайворонский район" Белгородской области"



МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СОВЕТ ГРАЙВОРОНСКОГО РАЙОНА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 27 февраля 2013 г. № 339

О ПОЛОЖЕНИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
"ГРАЙВОРОНСКИЙ РАЙОН" БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании Федерального закона от 29.12.1994 № 78-ФЗ "О библиотечном деле", закона Белгородской области от 13.07.2012 № 123 "О внесении изменений в закон Белгородской области "О библиотечном деле Белгородской области" Муниципальный совет Грайворонского района решил:

1. Принять Положение об организации библиотечного обслуживания населения в муниципальном районе "Грайворонский район" Белгородской области (приложение).

2. Опубликовать настоящее решение в районной газете "Родной край" и разместить на официальном сайте Грайворонского района в сети Интернет.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Муниципального совета Грайворонского района по законодательной деятельности и вопросам местного самоуправления (Понеделко Н.П.).

Председатель
Муниципального совета
Грайворонского района
И.ОЛЕЙНИК





Приложение № 1
к решению
Муниципального совета
Грайворонского района
от 27 февраля 2013 г. № 339

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
"ГРАЙВОРОНСКИЙ РАЙОН" БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации; Законом Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (в ред. 08.05.2010 № 83-ФЗ); Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 29.12.1994 № 78-ФЗ "О библиотечном деле" (в ред. от 27.12.2009); Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 № 7-ФЗ; Федеральным законом от 29.12.1994 № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов"; постановлением губернатора Белгородской области от 22 октября 2004 г. № 203 "Об обязательном экземпляре документов Белгородской области" (в ред. постановления губернатора Белгородской области от 22.06.2009 № 61); законом Белгородской области от 13 июля 2012 года № 123 "О внесении изменений в закон Белгородской области "О библиотечном деле в Белгородской области" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Белгородской области, муниципального района "Грайворонский район" Белгородской области.
1.2. Положение об организации библиотечного обслуживания населения муниципального района "Грайворонский район" Белгородской области (далее - Положение) направлено на реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание и полномочий органов местного самоуправления:
- по организации библиотечного обслуживания населения в целях удовлетворения информационных, образовательных, культурных, досуговых и иных потребностей;
- комплектованию библиотечных фондов, соответствующих отраслевым нормативам и отвечающим запросам пользователей на территории муниципального района "Грайворонский район" Белгородской области;
- обеспечению сохранности библиотечных фондов библиотек муниципального района "Грайворонский район" Белгородской области.
Положение определяет основы организации библиотечного обслуживания на территории муниципального района "Грайворонский район" Белгородской области, правовое регулирование библиотечного обслуживания, нормативы организации библиотечного обслуживания, отчетность и планирование деятельности муниципальных библиотек.
1.3. В настоящем положении применяются следующие понятия:
- муниципальная общедоступная библиотека - стационарная библиотека, учреждаемая органами власти с фондом документов по всем основным отраслям знания, предназначенных для библиотечного обслуживания всех категорий населения по месту жительства, и содержащаяся за счет бюджетных средств местных органов власти;
- центральная библиотека - библиотека, выполняющая функции по формированию, хранению и предоставлению пользователям библиотеки наиболее полного универсального собрания документов, получению и постоянному хранению обязательных экземпляров документов своей административной территории, организации взаимоиспользования библиотечных ресурсов, в том числе в режиме межбиблиотечного абонемента, обеспечения ведения сводных каталогов и баз данных; осуществляющая функции ведущего справочно-библиографического и культурно-информационного центра, центра библиотечного краеведения зоны обслуживания; оказывающая методическую помощь и координирующая деятельность библиотек в пределах обслуживаемой территории;
- обязательный экземпляр муниципального образования - экземпляры изготовленных на территории муниципального образования или за пределами его территории по заказу организаций, находящихся в ведении муниципального образования, различных видов документов, подлежащие безвозмездной передаче производителями документов в соответствующие организации муниципального образования;
- библиотечное обслуживание - открытая, многоуровневая подсистема библиотеки по предоставлению разнообразных информационных, культурных, образовательных, досуговых и т.д. услуг, ориентированная на жителей территории обслуживания;
- библиотечная услуга - конкретный результат библиотечного обслуживания (полезный эффект библиотечного труда), удовлетворяющий определенную потребность пользователя библиотеки;
- библиотечное дело - отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек.
1.4. Настоящее Положение действует на всей территории муниципального района "Грайворонский район" Белгородской области в отношении муниципальных общедоступных библиотек.
1.5. Настоящее Положение как нормативный правовой акт муниципального образования подлежит обязательному исполнению органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, гражданами, проживающими на территории муниципального образования, в пределах их компетенции.
1.6. Учредителем муниципальных библиотек является администрация муниципального района "Грайворонский район" Белгородской области.
1.7. Библиотечное дело на территории муниципального района "Грайворонский район" Белгородской области признается социально значимым видом деятельности. Муниципальные библиотеки являются обязательной частью инфраструктуры муниципального образования.
1.8. В целях реализации прав граждан на библиотечное обслуживание администрация муниципального образования организует деятельность сети библиотек как структурно-целостного образования, функционирующего на основе организационного, технологического единства, общего штата и библиотечного фонда, централизованных процессов его формирования, обработки и использования, единой системы методического обеспечения деятельности библиотек.
1.9. Сеть общедоступных библиотек муниципального образования составляют:
- центральная районная библиотека;
- муниципальные библиотеки.
1.10. Функции центральной районной библиотеки осуществляет Муниципальное казенное учреждение культуры "Грайворонская центральная районная библиотека им. А.С.Пушкина".
1.11. Муниципальные библиотеки - библиотеки сельских поселений, являющиеся обособленными подразделениями МКУК "Грайворонская ЦРБ им. А.С.Пушкина":
- Антоновская муниципальная модельная библиотека-филиал;
- Безыменская муниципальная модельная библиотека-филиал;
- Головчинская муниципальная библиотека-филиал;
- Чапаевская муниципальная библиотека-филиал;
- Гора-Подольская муниципальная модельная библиотека-филиал;
- Доброивановская муниципальная библиотека-филиал;
- Добросельская муниципальная модельная библиотека-филиал;
- Дорогощанская муниципальная модельная библиотека-филиал;
- Дунайская муниципальная библиотека-филиал;
- Порозовская муниципальная библиотека-филиал;
- Ивано-Лисичанская муниципальная модельная библиотека-филиал;
- Казачье-Лисичанская муниципальная библиотека-филиал;
- Косиловская муниципальная модельная библиотека-филиал;
- Козинская муниципальная модельная библиотека-филиал;
- Мокроорловская муниципальная модельная библиотека-филиал;
- Новостроевская муниципальная библиотека-филиал;
- Смородинская муниципальная библиотека-филиал;
- Почаевская муниципальная модельная библиотека-филиал.
1.12. Органы местного самоуправления администрации Грайворонского района поддерживают участие библиотек в культурном обмене, повышении уровня профессиональной квалификации специалистов муниципальных библиотек, содействуют расширению и укреплению межпоселенческих, межобластных, межрегиональных и международных связей в сфере библиотечного дела.

2. Принципы и нормативы организации
библиотечного обслуживания

2.1. Библиотечное обслуживание населения муниципального района "Грайворонский район" Белгородской области организуется на основе принципов:
- всеобщей доступности информационных ресурсов библиотеки;
- максимального и качественного удовлетворения информационных, культурных и образовательных потребностей населения муниципального образования;
- обеспечения устойчивого развития библиотечного дела в муниципальном районе.
2.2. Нормативные потребности в библиотечном обслуживании формируются в соответствии с Модельным стандартом деятельности муниципальной общедоступной библиотеки Белгородской области:
- в населенных пунктах с числом жителей менее 500 библиотечное обслуживание населения обеспечивается через внестационарную библиотечную сеть (книгоноша, пункт выдачи, стоянка библиобуса);
- объем книжного фонда формируется исходя из книгообеспеченности - не менее 9 экземпляров на 1 жителя; объем новых поступлений составляет 250 книг на 1000 жителей; обновляемость фонда - не менее 8 - 10% в год от имеющегося фонда; литература для жителей до 15 лет составляет не менее 30% от общего фонда; поступление периодики - не менее 50 названий в муниципальные библиотеки-филиалы и не менее 150 названий в центральной библиотеки;
- размеры площади библиотеки определяются в соответствии с установленными нормативами; площадь для абонемента - не менее 100 кв. м; для размещения читального зала - из расчета 10 кв. м на 1000 томов.

3. Правовое регулирование библиотечного
обслуживания населения

3.1. Основная задача библиотек - обеспечение свободного доступа граждан к информации, знаниям, культуре.
3.2. Пользователи библиотек обслуживаются в соответствии с Уставом библиотеки, Правилами пользования библиотеки, Правилами предоставления платных услуг и иными локальными нормативными актами библиотек, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.3. Услуги и материалы в любой доступной форме сервисного обслуживания библиотеки предоставляют инвалидам, пациентам больниц, детям, содержащимся в реабилитационных центрах, престарелым, переселенцам. Для реабилитации особых групп населения библиотеки сотрудничают со службами социального обеспечения, взаимодействуют со специальными библиотеками в оказании услуг данным категориям граждан.
3.4. Библиотеки проводят изучение потребностей реальных и потенциальных пользователей, ведут базы данных по проблемам развития различных сфер жизнедеятельности местного сообщества, взаимодействуют с другими библиотеками, информационными центрами, в том числе за пределами территории.
3.5. Библиотека повышает информационную культуру читателей и населения. С этой целью библиотеки:
- проводят экскурсии по библиотеке;
- знакомят посетителей с фондами, каталогами, картотеками и базами данных, техническими средствами и технологическими возможностями;
- учат пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, базами данных;
- ведут библиотечные уроки, формируют культуру чтения.
3.6. Библиотеки распространяют среди населения историко-краеведческие знания и информацию, собирают и сохраняют литературу по вопросам местной историко-культурной жизни, отражают местную тематику в справочно-библиографическом аппарате, составляют и издают библиографические пособия, проспекты, буклеты и др.
3.7. Библиотека самостоятельно определяет основное направление работы и перечень услуг, которые отражают интересы пользователей, ценностные ориентиры и приоритеты, а также условия и возможности предоставления.
3.8. Обязательные услуги всех библиотек - предоставление информации о наличии в библиотечном фонде конкретных документов, предоставление справочной и консультационной помощи в поиске и выборе источников информации, предоставление во временное пользование любого документа с абонемента библиотеки, предоставление информации о возможностях удовлетворения запроса с помощью других библиотек, Интернета.

4. Полномочия органов местного самоуправления
в сфере организации библиотечного обслуживания населения

4.1. Органы местного самоуправления:
- организуют библиотечное обслуживание населения муниципального образования;
- осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных библиотек, в пределах своей компетенции осуществляют управление деятельностью библиотек;
- осуществляют контроль за соблюдением законодательства в сфере библиотечного дела, без вмешательства в творческую деятельность библиотек, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством;
- утверждают нормативы на организацию и размещение библиотек в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 23 ноября 2009 года № 1767-р с учетом рекомендаций "Модельного стандарта деятельности муниципальной общедоступной библиотеки Белгородской области"; утверждают устав библиотеки; локальные акты, влекущие за собой финансирование;
- формируют муниципальное задание на библиотечные услуги и осуществляют контроль за его исполнением;
- устанавливают организационно-правовые формы муниципальных библиотек;
- присваивают статус центральной (универсальной, детской) ведущим муниципальным библиотекам;
- осуществляют гарантированное финансирование муниципальных библиотек на основе социальных нормативов;
- устанавливают дополнительные льготы, виды и нормы материального обеспечения библиотек и их работников за счет местных бюджетов;
- разрабатывают в установленном порядке местные программы развития библиотечного дела, принимают участие в реализации федеральных государственных и иных программ. Финансирование и материальное обеспечение программ осуществляется в соответствии с действующим законодательством;
- осуществляют контроль за соблюдением режима хранения и использования библиотечных фондов и их доступности населению;
- определяют виды документов, входящих в состав обязательного экземпляра муниципального образования; осуществляют контроль за распределением и доставкой обязательного экземпляра муниципального образования в муниципальные общедоступные библиотеки.
4.2. Администрация муниципального образования обеспечивает:
- ежегодное поступление новых документов в библиотечные фонды, соответствующее государственным нормативам пополнения и обновления библиотечных фондов по различным видам документов;
- модернизацию деятельности муниципальных общедоступных библиотек на основе внедрения новых информационных технологий, организацию создания единого регионального информационно-библиотечного пространства;
- развитие информационных библиотечных технологий; содействует вступлению муниципальных библиотек в единое региональное информационно-библиотечное пространство;
- содействие методическому обеспечению в области библиотечного дела, а также осуществляет его финансирование;
- утверждает документы, регламентирующие сферу библиотечного дела муниципального образования;
- утверждает перечень основных (бесплатных) услуг с их обязательным финансированием;
- утверждает перечень платных услуг, оказываемых библиотеками.
4.3. Органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технической базы действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, допускают их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.
Решения указанных органов, а также действия их должностных лиц, ущемляющие законные интересы библиотек и их пользователей, могут быть обжалованы в судебном порядке.
4.4. Ответственность администрации муниципального района "Грайворонский район" Белгородской области за выполнение полномочий по созданию условий для организации библиотечного обслуживания населения Грайворонского района.
Администрация муниципального образования несет ответственность за выполнение полномочий по созданию условий для организации библиотечного обслуживания населения Грайворонского района в рамках действующего законодательства.

5. Муниципальные общедоступные библиотеки

5.1. Статус, структура, предмет, цели и виды деятельности муниципальных библиотек определяются Уставом МКУК "Грайворонская ЦРБ им. А.С.Пушкина", обособленными подразделениями которых они являются, Положением о библиотеке, должностными инструкциями и другими локальными документами.
5.2. Общедоступные библиотеки муниципального образования: самостоятельные, объединенные в централизованную систему, в структуру ЦБС, в том числе являющиеся структурными подразделениями разных учреждений культуры, - взаимодействуют по вопросам:
- комплектования и использования библиотечных фондов;
- повышения квалификации;
- защиты прав и интересов своих пользователей и работников;
- организации всех направлений деятельности библиотек;
- создания единого муниципального информационно-библиотечного пространства;
- реализации совместных проектов и инициатив;
- создания сводных библиотечных ресурсов и услуг, в том числе в цифровом формате.
Порядок взаимодействия общедоступных библиотек муниципального образования определяется законодательством Российской Федерации, Белгородской области, муниципальными нормативными актами, а также договорами, заключенными между библиотеками.
5.3. Муниципальные библиотеки имеют право:
- самостоятельно определять содержание, конкретные формы и методы своей деятельности в соответствии с целями и задачами;
- утверждать правила пользования библиотеками, правилами предоставления платных услуг, размер и виды компенсации ущерба, причиненного библиотеке, сумму залога и штрафов по согласованию с советом депутатов;
- осуществлять библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей в соответствии с установленными правилами пользования;
- осуществлять внебюджетную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых пользователям услуг при условии, что это не наносит ущерба основной деятельности;
- определять источники комплектования своих фондов;
- входить в состав муниципальных и межмуниципальных библиотечных систем, а также создавать и вступать в ассоциации, союзы, объединения юридических лиц, которые могут иметь права юридических лиц и действовать на основании своих уставов или, не являясь юридическими лицами, на основании договоров о совместной деятельности.
5.4. Муниципальные общедоступные библиотеки обязаны:
- обеспечить реализацию конституционного права населения на доступ к информации, знаниям, культуре;
- обеспечить сохранность библиотечных фондов, особый режим хранения редких и ценных документов;
- отчитываться перед учредителем, советом депутатов и населением о своей деятельности, а также перед другими уполномоченными организациями (органами) в установленном законодательством порядке;
- вести статистическую отчетность в соответствии с утвержденным порядком.

6. Центральная библиотека

6.1. Статус центральных библиотек присваивается ведущим библиотекам муниципального образования: центральная районная библиотека им. А.С.Пушкина.
6.2. Библиотека, имеющая статус центральной, уполномочена объединять и координировать деятельность библиотек муниципального образования. К организационно-управленческим функциям центральных библиотек муниципальных образований относятся:
- создание перспективных и текущих планов, программ, концепций;
- библиотечное обслуживание населения на основе Единого плана библиотечного обслуживания населения муниципального образования;
- формирование, хранение и предоставление населению наиболее полного универсального собрания документов на территориальном уровне;
- комплектование, обработка и учет библиотечного фонда в соответствии с Уставом;
- получение и регистрация обязательного экземпляра муниципального образования;
- формирование единой информационной среды для обеспечения взаимоиспользования ресурсов библиотек (книгообмен, создание и ведение сводных электронных ресурсов, организация внестационарного обслуживания, депозитарного хранения малоиспользуемых документов);
- ведение статистического учета деятельности общедоступных библиотек муниципального образования;
- бухгалтерский учет и отчетность;
- организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников муниципальных общедоступных библиотек;
- участие в организации материально-технической, технологической базы библиотек.

7. Участие населения в организации
библиотечного обслуживания

7.1. Участие населения муниципального образования в вопросах, связанных с организацией библиотечного обслуживания, осуществляется в рамках действующего федерального, регионального, муниципального нормативно-правового поля.
7.2. Вопросы, связанные с организацией библиотечного обслуживания населения муниципального образования, по инициативе органов местного самоуправления, главы муниципального образования, населения могут выноситься для обсуждения на местный референдум, сход, публичные слушания, собрания, конференции граждан. Для выявления мнения населения по вопросам организации библиотечного обслуживания может проводиться опрос граждан.
7.3. Библиотеки по окончании года проводят публичный отчет перед населением посредством опубликования итогов в СМИ, издания отчетов, проведения Дней открытых дверей, выступлений на сходах, собраниях и т.п.
7.4. При библиотеке может быть создан попечительский совет для осуществления коллегиального управления.

8. Отчетность и планирование деятельности библиотек

8.1. Предоставление статистической отчетности осуществляется всеми муниципальными библиотеками в установленном порядке и сроки.
8.2. Сводный план деятельности согласовывается с уполномоченным органом местного самоуправления.
8.3. В сроки, установленные Учредителем в соответствии с законодательством, муниципальные библиотеки отчитываются по утвержденным показателям перед Учредителем и населением.


------------------------------------------------------------------