Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление администрации муниципального района "Алексеевский район и г. Алексеевка" Белгородской обл. от 01.03.2013 N 150 "Об утверждении Стратегии развития сферы культуры Алексеевского района на 2013 - 2017 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "АЛЕКСЕЕВСКИЙ РАЙОН
И ГОРОД АЛЕКСЕЕВКА" БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 2013 г. № 150

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ
АЛЕКСЕЕВСКОГО РАЙОНА НА 2013 - 2017 ГОДЫ

В соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 24.12.2012 № 563-пп "Об утверждении Стратегии развития сферы культуры Белгородской области на 2013 - 2017 годы" и в целях повышения качества, доступности услуг в сфере культуры и их конкурентоспособности, формирования имиджа Алексеевского района администрация Алексеевского района постановляет:

1. Утвердить Стратегию развития сферы культуры Алексеевского района на 2013 - 2017 годы (далее - Стратегия, прилагается).

2. Управлению культуры администрации Алексеевского района (Афанасьев Ю.П.) обеспечить реализацию Стратегии.

3. Управлению информатизации, информации, делопроизводства и административно-хозяйственной работы аппарата главы администрации Алексеевского района (Смурыгин В.И.) обеспечить опубликование настоящего постановления в средствах массовой информации района.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации, председателя комитета по социальной политике администрации Алексеевского района Качур А.В.
Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 15 марта начиная с 2014 года, об исполнении постановления - к 15 марта 2018 года.

Первый заместитель
главы администрации
муниципального района
А.ЛОБОДА





Утверждена
постановлением
администрации Алексеевского района
от 1 марта 2013 года № 150

СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ
АЛЕКСЕЕВСКОГО РАЙОНА НА 2013 - 2017 ГОДЫ

1. Введение

В условиях модернизации российского государства актуализируется проблема разработки новых механизмов районной культурной политики, соответствующей социокультурному вектору развития страны и способствующей политической стабильности, успеху социально-экономических преобразований, укреплению гражданского общества.
Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения и результатов социальной деятельности людей рассматривается как главный движущий фактор в формировании солидарного и конкурентоспособного общества.
Вне такого понимания роли культуры и культурной политики любые преобразования и реформы становятся малоэффективными, сводятся преимущественно к институциональным усилиям сверху, не затрагивающим образ жизни, общественное сознание, уровень культурного развития и образования значительной части населения.
Под влиянием целого ряда негативных факторов: общего падения уровня культуры, связанного с цивилизационным сдвигом, молодостью нового общества, - а также в результате снижения качества общего образования, прежде всего, уменьшения его гуманитарно-культурной составляющей, засилья массовой культуры и наличия экономических проблем, особенно в провинции, некоторые культурные способности и потребности не воспроизводятся, не формируются в процессе социализации детей и молодежи или воспроизводятся в крайне усеченных, примитивных вариантах, а у взрослых утрачиваются.
Уровень морали современного общества все больше понижается, программы телевидения заполнены рекламой и передачами низкого качества. Таким образом, развивается невосприимчивость населения, в особенности молодых людей, к классическому и современному искусству, снижение посещаемости культурных событий и ценностных требований, культурное потребление в режиме развлечения - симптоматика, опасная для духовного здоровья населения, его продуктивной дееспособности.
Основной причиной данных негативных тенденций является ослабление органических связей между институциональным (специализированные институты и структуры, главной функцией которых является накопление, сохранение, трансляция, популяризация культурных достижений), социальным (система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, которые складываются в обществе и реализуются через социальные институты) и личностным (индивидуальное мышление, поведение и творчество) аспектами культуры.
В результате происходят бюрократизация и формализация институционального аспекта культуры, переориентация его на "ведомственные" интересы, критерии и показатели деятельности; маргинализация социального аспекта культуры, принижение его общественного значения и игнорирование его творческого, социального, конструктивного потенциала; утрата контакта с личностью как основным субъектом культурного творчества и восприятия культурных благ. Это существенно сказывается на состоянии культурного потенциала района, региона и в целом социального сообщества, ведет к его "распылению", росту влияния в культурной сфере стихийных неконтролируемых процессов и существенному снижению возможности ее целенаправленного, рационально обоснованного регулирования.
В этой связи целесообразной представляется комплексная переориентация основных направлений деятельности учреждений культуры и культурной активности населения района на социальную модальность культурной сферы; консолидация усилий органов местного самоуправления, организаций культуры, образования, науки, туризма, массовых коммуникаций, социальной защиты, а также общественных объединений и населения по обеспечению стратегического решения проблем развития сферы культуры района.

2. Общие положения

Стратегия развития сферы культуры Алексеевского района на 2013 - 2017 годы (далее - Стратегия) представляет собой совокупность целевых установок, взглядов, принципов и приоритетов в деятельности органов местного самоуправления в сфере культуры.
Стратегия разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, нормативными правовыми актами Белгородской области, Алексеевского района.
В Стратегии развиваются и конкретизируются в части, касающейся вопросов сферы культуры, соответствующие положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года "Инновационная Россия-2020", Концепции федеральной целевой программы "Культура России" (2012 - 2016 годы), Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 25 января 2010 года № 27-пп, Концепции проектирования социально-культурных кластеров в муниципальных образованиях Белгородской области на 2012 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 21 ноября 2011 года № 423-пп.
На момент начала реализации Стратегии финансирование развития сферы культуры осуществляется в рамках реализации следующих программ и мероприятий:
- долгосрочной целевой программы "Развитие и сохранение культуры и искусства Белгородской области на 2009 - 2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 15 сентября 2008 года № 215-пп;
- областной целевой программы "Развитие сельской культуры в Белгородской области на 2009 - 2014 годы", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 15 сентября 2008 года № 216-пп;
- долгосрочной целевой программы "Информатизация учреждений культуры Белгородской области на 2013 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 3 сентября 2012 года № 357-пп;
- долгосрочной целевой программы капитального ремонта сельских учреждений культуры в населенных пунктах области на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 6 декабря 2010 года № 411-пп;
- долгосрочной целевой программы "Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области" на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 23 октября 2010 года № 345-пп;
- областной программы "Сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремесел, поддержка производства сувенирной продукции на территории Белгородской области на 2010 - 2014 годы", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 31 августа 2009 года № 297-пп;
- долгосрочной целевой программы "Государственная охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Белгородской области на 2012 - 2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 27 июня 2011 года № 240-пп;
- долгосрочной целевой программы "Духовно-нравственное воспитание населения Алексеевского района на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением администрации Алексеевского района от 30 декабря 2010 года № 1506;
- мероприятий по реализации областной целевой программы "Развитие и сохранение культуры и искусства Белгородской области на 2009 - 2013 годы" в Алексеевском районе, утвержденных постановлением главы администрации Алексеевского района от 21 апреля 2009 года № 429;
- мероприятий по реализации областной целевой программы "Развитие сельской культуры Белгородской области на 2009 - 2014 годы" в Алексеевском районе, утвержденных постановлением администрации Алексеевского района от 30 декабря 2008 года № 1386;
- мероприятий по информатизации учреждений культуры Алексеевского района на 2013 - 2015 годы, утвержденных постановлением администрации Алексеевского района от 19 октября 2012 года № 911.
По истечении сроков реализации указанных программ, мероприятий планируется их актуализация с учетом положений настоящей Стратегии.
Положения Стратегии опираются на комплексную оценку состояния сферы культуры Алексеевского района и прогноз ее развития, обоснованное определение объективных культурных потребностей населения и реальных возможностей обеспечения их развития, а также системный анализ содержания и характера рассматриваемых проблем.
Стратегия опирается на следующие основные принципы:
- интеграция институционального, социального и личностного аспектов функционирования культуры на уровне района;
- соотнесение районных культурных процессов с современным культурным контекстом и в целом с вызовами современности, где культура выступает мощным ресурсом развития социальности, в частности, фундаментом новой экономики и источником инновационного мышления;
- моделирование культурного пространства Алексеевского района посредством стратегических и ситуационных технологий проектирования, организации и коммуникации.
Стратегия призвана стать инструментом формирования современной культурной политики района, сохраняя, приумножая достижения и решая те непростые проблемы, которые накопились в отрасли за прошедшие два десятилетия адаптации к новым реалиям современной России. Вместе с обществом и структурами муниципальной власти района культура должна достойно выйти на новый исторический этап социально-экономического развития Алексеевского района.
Положения Стратегии могут уточняться и дополняться с учетом изменений обстановки, характера, масштаба и содержания проблем развития культуры населения, а также конкретизироваться в иных документах по вопросам развития сферы культуры района.
В Стратегии применяются следующие понятия и термины с соответствующими определениями:
сфера культуры - область применения культурной деятельности, объединяющая личностный, социальный и институциональный аспекты функционирования культуры;
культура - смысловое содержание человеческой жизни, отражающее исторически сложившийся уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженное в типах и формах организации жизнедеятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях;
культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла; произведения культуры и искусства; результаты и методы научных исследований культурной деятельности; имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии; уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты;
культурно-ценностные ориентации - это отражение в сознании человека культурных ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров;
культурные блага - материальные и духовные ценности, условия и услуги для их потребления, предоставляемые организациями культуры, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения культурных потребностей граждан;
культурные потребности - внутренние мотивы личности, побуждающие к активному познанию, усвоению и творческому приумножению культурного наследия; проявлению духовно-нравственных, моральных качеств, художественно-эстетических способностей; повышению культурного, образовательного уровня и потреблению субъектом культурных услуг;
культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности;
культурная услуга - деятельность, результаты которой реализуются и потребляются в процессе осуществления культурной, творческой и досуговой деятельности учреждения культуры;
культурный продукт - культурная услуга, в определенном формате предлагаемая потенциальному потребителю;
культурный бренд района - это широко узнаваемое и ассоциируемое с культурой района учреждение культуры, культурный продукт или культурное событие.

3. Анализ состояния сферы культуры Алексеевского района

Сложность и противоречивость современного культурного пространства района обусловлены тенденциями, отражающими общероссийскую проблематику, сформировавшимися вследствие проведения политико-экономических реформ без учета социально-культурных аспектов.


Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)

1. Уникальное материальное и 1. Существенные различия в структуре
нематериальное культурно- культурных потребностей и культурно-
историческое наследие района. ценностных ориентаций разных
2. Многообразие и самобытность категорий населения района.
районной этнокультуры с особенными 2. Тенденция нарастания
традициями, представленными во всех потребительского отношения к культуре
видах искусства. и падения общего уровня потребления
3. Мощный художественный потенциал произведений духовной классической
районных школ искусств. культуры у подрастающего поколения и
4. Система художественного молодежи.
образования, позволяющая сохранять 3. Ограничения в беспрепятственном
преемственность традиций доступе к качественным культурным
любительского искусства. продуктам уязвимых категорий
5. Уникальность природно- населения района.
культурных ландшафтов района. 4. Несоответствие предложения
6. Широкая сеть культурной сельских учреждений культуры спросу
инфраструктуры в сельских и населения на культурно-досуговые
городском поселениях. услуги.
7. Богатая история 5. Слабый учет актуальных
жизнедеятельности известных социально-культурных процессов и
творцов: художников, поэтов, досуговых предпочтений различных
хореографов, творческих категорий населения.
коллективов, отдельных 6. Устаревший инструментарный фонд в
исполнителей, прославивших город детских музыкальных школах и детских
Алексеевку и Алексеевский район в школах искусств, образовательных и
России и за рубежом. культурно-досуговых учреждениях сферы
8. Богатство района творческими культуры.
талантами. 7. Старение кадров в сфере культуры.
Возможности реализации и финансовой 8. Низкий уровень заработной платы
поддержки значимых для жителей работников сферы культуры.
района социально-культурных Недостаточно сформирован
проектов, лучших творческих притягательный и привлекательный
работников и одаренных детей района образ сферы культуры района для его
жителей и гостей



Возможности (O) Угрозы (T)

1. Высокий стратегический потенциал 1. Сокращение бюджетных расходов на
района для развития сферы культуры сферу культуры в ситуации финансового
(историко-культурное наследие, кризиса. Как следствие - высокий риск
уникальная природа в сочетании с потери уникальности и самобытности
удачным географическим положением, культуры района.
богатый творческий потенциал). 2. Отсутствие капиталовложений в
2. Рост спроса на продукцию и инновации в сфере культуры. Как
услуги мастеров декоративно- следствие - высокий риск утраты
прикладного творчества. привлекательности территории для
3. Растущая потребность населения в жизни молодежи.
культурной жизни. 3. Влияние глобальной массовизации
4. Насыщенный культурный календарь культуры и, как следствие, упрощение
(международные, межрегиональные культурных вкусов молодого поколения,
фестивали, гастроли, развитие усиление его отрыва от традиций
туризма). многонациональной культуры России,
5. Более интенсивное использование этнокультуры района.
имеющихся на территории района 4. Перевод учреждений культуры на
объектов историко-культурного уровень муниципальных услуг, что
наследия в создании культурных неизбежно негативно скажется на
услуг развитии сферы культуры как
стратегического фундамента развития
района


В результате анализа состояния сферы культуры района выявлены следующие противоречия между:
современными культурными потребностями общества и неготовностью структур сферы культуры наполнить его предложениями, адекватными спросу;
необходимостью обеспечения беспрепятственного доступа к качественному культурному продукту всех категорий населения и отсутствием комплекса районных мероприятий, направленных на приобщение к культуре целевых групп населения: студенческой молодежи, лиц с ограниченными физическими возможностями, лиц пенсионного возраста;
потребностью сферы культуры в новых кадрах, обладающих современными профессиональными компетенциями, и низким социальным престижем данной отрасли;
необходимостью быстрого обновления сложившегося культурного достояния, уже не отвечающего новым потребностям общества, и сохранением культурной идентичности, историко-культурного богатства района;
необходимостью развития культурных брендов Алексеевского района и отсутствием брендинговых программ в сфере культуры;
пониманием важности формирования культурной элиты района и отсутствием эффективной системы выявления, поддержки и сопровождения талантливых и одаренных детей.
Для разработки механизма преодоления существующих противоречий развития социально-культурной практики необходим системный анализ культурной ситуации в районе, который позволит не только более точно сформулировать проблемы, стоящие перед сферой культуры в целом, но и детально разработать перспективные направления ее развития.

4. Цель Стратегии

Цель Стратегии определяет культурную политику администрации Алексеевского района как социально ответственную, ориентированную на интересы общества и на интересы конкретного человека, творца и потребителя культурных благ.
Главная цель Стратегии - формирование культурно-ценностных ориентаций населения района посредством развития сферы культуры.
Культура признана важнейшим фактором, без которого невозможно создание качественной социально-природной среды обитания, где каждый человек имеет возможность творчества и приобщения к культуре, а культурная жизнь района становится частью его повседневного бытия.
Исходя из данных положений, выявленных противоречий, учитывая институциональные, социальные и личностные аспекты культуры, выделены приоритетные направления развития сферы культуры.

5. Приоритетные направления развития сферы культуры
Алексеевского района на 2013 - 2017 годы

5.1. Сохранение культурно-исторического наследия Алексеевского района
5.1.1. Анализ ситуации
На сегодняшний день на территории Алексеевского района расположено 169 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), из них 1 - федерального значения, находящийся на государственной охране.
Сохранение культурно-исторического наследия является основой политики администрации Алексеевского района в сфере культуры.
Долгосрочной целевой программой "Государственная охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Белгородской области на 2012 - 2016 годы" предусмотрена деятельность по сохранению в районе 3-х памятников архитектуры: Дома семьи Бокаревых (г. Алексеевка), Усадьбы Станкевичей "Удеревка" (с. Мухоудеровка), Дома, в котором жил публицист М.С.Ольминский (с. Подсереднее).
Публичная доступность музейных коллекций на экспозициях, выставках, в печатных и электронных публикациях и других способах представления должна соответствовать восприятию поколения, сформировавшегося в информационно-цифровую эпоху, что предполагает активное использование коммуникативных и интерактивных элементов, в том числе современных технических средств.
Культура Алексеевского района богата традициями. Утрата традиций в сфере исполнительского искусства так же губительна для культуры, как разрушение выдающихся памятников искусства. Это позволяет рассматривать культурные традиции как составную часть культурно-исторического наследия и основу формирования культурно-ценностных ориентаций населения.
5.1.2. Задачи в рамках данного направления:
1. Реализация комплекса мер по сохранению памятников истории и культуры, музейных и библиотечных фондов.
2. Обеспечение сохранности и безопасности музейных и библиотечных фондов.
3. Пополнение фондов муниципальных музеев и библиотек района.
4. Обеспечение дальнейшего развития экспозиционно-выставочной, издательской и научно-просветительской деятельности муниципальных музеев и библиотек.
5.2. Формирование культурных потребностей населения
5.2.1. Анализ ситуации
Мониторинг различных возрастных категорий потребителей культурных услуг показал существенные различия в их предпочтениях и запросах.
Культурные потребности детей в возрасте дошкольного и младшего школьного возраста в основном формируются родителями. Семья, где происходит самообразование и на этой основе развитие творческого потенциала, становится первичным этапом социализации формирования культурных потребностей. Содержательность и разнообразие досуга, установки, потребности, традиции и привычки зависят от ценностных ориентаций самой семьи. Показателем культурных потребностей является посещение музеев, театров, выставок, чтение художественной литературы, занятие в кружках, прикладное творчество. Косвенным признаком могут служить затраты времени и финансовых средств. Соответственно, у детей из семей социального риска, а также проживающих в удаленных сельских территориях, удовлетворение культурных потребностей находится на низком уровне.
Школьники средних классов посещают музеи, народный театр чаще всего по причине обязательного включения экскурсий в школьную программу. При этом представители этой группы часто посещают только кинотеатр. Источниками информации для них являются компьютер и телевидение.
Привлечение аудитории, пропаганда культуры и общественных идеалов, организация масштабных мероприятий затруднительны без использования альянсов тех основных социальных институтов, которые в наибольшей степени отвечают за формирование культурных потребностей. В этой связи основной тенденцией в решении данной проблемы должна стать интеграция учреждений культуры и образовательных учреждений в формировании культурно-ценностных ориентаций и целенаправленного нравственного воспитания подрастающего поколения алексеевцев.
Старшими школьниками, студентами ссузов и вузов потребляются услуги, которые позволяют общаться. Характер социализации для этого этапа развития личности главным субъектом делает внешнее окружение. Семья слабо участвует в формировании культурного потребления этой группы. Большинство типов культурных учреждений в структуре своей деятельности не имеют форм, объединяющих интересы многопоколенной семьи. В лучшем случае есть возможность семейного культурного потребления с детьми младшего возраста. Таким образом, учреждениями, формирующими сегодня культурные вкусы, взгляды и мировоззрение школьников и студентов, фактически являются кинотеатры.
Потребителей в возрасте 20 - 35 лет (без детей) можно считать потребителями нового типа, поведение которых, пользуясь современным сленгом, можно назвать тусовочным. Зачастую они посещают лишь кинотеатр, кафе, бары, рестораны.
В группе, включающей средние возрастные позиции (36 - 55 и 36 - 60 лет), резко сокращается уровень коммуникаций и заметно расширяется индивидуальное эмоциональное и эстетическое потребление. Этой группой посещаются практически все доступные виды культурных учреждений, но редко.
В настоящее время в сфере досуга начинают преобладать приватные, домашние формы (телевидение, компьютер, Интернет) и, как следствие, происходит снижение посещаемости публичных культурных мероприятий и возможности учреждений культуры влиять на развитие вкусов и культурных потребностей, развивается невосприимчивость населения, в особенности молодых людей, к классическому и современному искусству, культурное потребление сводится к режиму развлечения - симптоматике, опасной для духовного здоровья населения.
Высокий уровень культурного потребления характерен в большей степени для той части населения Алексеевского района, которая имеет базовые признаки среднего класса (высокий уровень образования, достаточные показатели дохода, приверженность семейным ценностям, позитивный характер социального самочувствия, стремление к индивидуальному потреблению).
Таким образом, сложились существенные различия в структуре культурных потребностей и культурно-ценностных ориентаций населения района, но при этом важнейшей и преобладающей тенденцией является нарастание потребительского отношения к культуре и падение общего уровня потребления произведений духовной классической культуры у молодежи. Для преодоления сложившейся ситуации необходима целенаправленная и взвешенная культурная политика, которая должна осуществляться во взаимосвязи с учетом современных изменений в развитии российского государства.
5.2.2. Задачи в рамках данного направления:
1. Совершенствование механизма межведомственного взаимодействия на уровне отношений учреждений культуры с образовательными учреждениями.
2. Формирование духовных потребностей у детей и молодежи посредством новых форм работы.
3. Приобщение населения к ценностям "высокой" культуры на основе лучших образцов классического и современного искусства.
4. Повышение общего уровня культуры населения в местах массового времяпрепровождения.
5. Формирование культуры чтения населения Алексеевского района.
5.3. Повышение уровня доступности и привлекательности культурных благ
5.3.1. Анализ ситуации
Право на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни относится к основным правам личности и гарантируется государством.
На сегодняшний день значительная доля населения района ограничена в возможностях беспрепятственного доступа к качественному культурному продукту. Часть жителей испытывает ограничения в силу территориальной удаленности проживания от районного центра.
Для жителей мелких и удаленных населенных пунктов наряду с объективными факторами, ограничивающими потребление культурных благ, существенную роль играет недостаточно оптимальное соотношение предложений сельских учреждений культуры и спроса населения на культурно-досуговые услуги.
Работа современных культурно-досуговых центров должна базироваться на такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе и развлечениях, но и способствовала формированию культурно-ценностных ориентаций населения. Констатируются такие негативные явления, как недостаточная информационная обеспеченность, финансовые проблемы населения, отсутствие комфорта и специальных удобств для детей, пенсионеров, лиц с ограниченными физическими возможностями.
На территории муниципального района существует дефицит услуг профессиональных театров, современных кинотеатров, филармонии, зоопарков. Услуги музеев доступны в 3-х поселениях. Услугами детских музыкальных школ, школ искусств население района обеспечено на 15 процентов, услугами клубов и библиотек - на 100 процентов.
Для граждан с ограниченными физическими возможностями трудности реализации прав на участие в культурной жизни в первую очередь выражаются в отсутствии у значительной части учреждений и объектов культуры специального оборудования (пандусов, подъемников).
В целом, для всех категорий населения проблема доступности и привлекательности культурных благ должна решаться посредством расширения сети учреждений и объектов культуры, развития системы информационного сопровождения культурно-досуговых мероприятий, являющихся для подавляющего большинства потребителей основным источником приобщения к продуктам творческой деятельности.
5.3.2. Задачи в рамках данного направления:
1. Обеспечение жителей отдаленных населенных пунктов района широким спектром культурных услуг.
2. Расширение участия в культурной жизни категорий населения, нуждающихся в дополнительных мерах социальной поддержки.
3. Развитие виртуальных, дистанционных и нестационарных форм культурного обслуживания населения.
5.4. Совершенствование ресурсной базы сферы культуры
5.4.1. Анализ ситуации
Культурные блага являются результатом деятельности организаций культуры, которые для их получения используют финансовые, материально-технические, информационные, кадровые ресурсы. Наличие достаточных ресурсов определяет производственный потенциал субъектов культурной деятельности, реальную возможность реализации социально-культурных проектов и инициатив.
В Алексеевском районе численность муниципальных учреждений культуры составляет 87 учреждений, в том числе 4 детские музыкальные школы, 35 библиотек, 3 музея, 43 культурно-досуговых учреждения, кинотеатр, парк культуры и отдыха.
Учреждения культуры района осуществляют организацию выставочной и театрально-концертной деятельности, досуга и праздничных мероприятий, способствуя сохранению и популяризации культурного наследия, предоставлению возможностей для творческой самореализации граждан, организации методической деятельности.
Несмотря на очевидное улучшение состояния материально-технической базы учреждений культуры Алексеевского района за последние годы, главными проблемами остаются нехватка финансовых средств на приобретение нового оборудования, мебели, инвентаря, современной техники. Недостаточное обеспечение компьютерной техникой является сдерживающим фактором для внедрения в работу учреждений культуры новых информационных технологий в соответствии с современными требованиями.
Инновации в культуре невозможны без развития процессов информатизации сферы культуры. Несмотря на значительные усилия со стороны муниципальной власти, на сегодняшний день по-прежнему отсутствует единый информационный ресурс, представляющий культуру Алексеевского района во всей ее полноте и обновляющийся в режиме on-line.
Одним из важнейших показателей культурного потенциала района являются кадровые ресурсы. В учреждениях культуры района работает 479 человек.
Молодые специалисты составляют 11 процентов от общего количества работников, относящихся к основному персоналу, 19 процентов - работники старше 50 лет, основной состав работников учреждений культуры района в возрасте от 30 до 50 лет (60 процентов). Процент специалистов, не имеющих профильного профессионального образования, составляет 12 процентов.
Приток и омоложение кадров в сфере культуры осуществляется за счет выпускников Белгородского государственного института искусств и культуры (далее - БГИИК), а также музыкальных колледжей области. Несмотря на действующую в БГИИК систему целевой контрактной подготовки, остро стоит проблема закрепления молодых специалистов.
Выпускники не идут работать в сельские учреждения культуры в силу невысокого среднего уровня заработной платы работников муниципальных учреждений культуры, низкого качества жизни сельских территорий, отсутствия целевых механизмов государственной поддержки в вопросах приобретения жилья.
Кадровая проблема в части полного отсутствия или недостаточной обеспеченности специалистами узкой направленности (аккомпаниаторы, хореографы, режиссеры массовых мероприятий, руководители духовых оркестров, хора) существует в подавляющем большинстве учреждений отрасли Алексеевского района.
5.4.2. Задачи в рамках данного направления:
1. Оснащение учреждений культуры современным компьютерным оборудованием, системами связи, информационными ресурсами.
2. Создание единого современного информационного ресурса сферы культуры Алексеевского района.
3. Удовлетворение кадровых потребностей в сфере культуры.
4. Усиление социальной защищенности работников сферы культуры.
5.5. Создание и продвижение культурных брендов района
5.5.1. Анализ ситуации
Культура, ее творческие достижения - во всем мире признанный, сильный имиджепорождающий фактор. Особенно следует подчеркнуть важность не только международного, но и внутреннего культурного имиджа района, который позволяет населению субъекта гордиться своей территорией, стремится сделать ее лучше, гостей - заинтересоваться, познакомиться, увлечься, захотеть жить в данном районе.
Знаковыми, имиджевыми событиями культурной жизни Алексеевского района являются: Слет талантливой молодежи на присуждение премии главы администрации Алексеевского района, районный фестиваль фольклора "Песенное наследие Алексеевского края", литературно-музыкальный фестиваль "Удеревский листопад", районная культурно-спортивная эстафета, районный фестиваль книги и чтения "Алексеевка читающая", Праздник района и города, районный фестиваль казачьей культуры "Где вольный дух, там казачий круг", Театральная неделя, посвященная Международному Дню театра.
Тем не менее, в деятельности учреждений культуры района отмечается дефицит использования маркетинговых и рекламных технологий, в то время как маркетинг "высокой" культуры открывает широкие возможности для осуществления интеллектуальной стимуляции, систематической целенаправленной "обработки" населения, особого внушающего информирования, пробуждения интереса, "обольщения" культурой, привлечения к качественным культурным событиям и ценностям, формирования верных культурных представлений и серьезных ценностных ориентаций.
В настоящее время существует необходимость развития культурных брендов Алексеевского района с помощью таких медиатехнологий, которые позволяют в условиях современного информационного общества активно поддерживать и продвигать декларируемую идею.
На сегодняшний день в Алексеевском районе процесс продвижения культурных продуктов сдерживается следующими факторами:
- недостаточным объемом и масштабом международных культурных обменов, участия в значительных международных и российских культурных проектах (фестивалях, конкурсах, изданиях, акциях), проведения гастролей творческих коллективов района в столице и регионах Российской Федерации;
- скромной и отрывочной представленностью культуры Алексеевского района во всероссийском информационном пространстве;
- ограниченным объемом бюджетного финансирования и спонсорской поддержки имиджевых проектов;
- слабой освоенностью культурной сферой современных технологий связи с общественностью и продвижения культурных продуктов.
5.5.2. Задачи в рамках данного направления:
1. Разработка и реализация брендинговых программ в сфере культуры.
2. Создание условий для активной гастрольно-выставочной деятельности учреждений культуры.
3. Пропаганда алексеевских традиций, истории, географии, топонимики посредством проведения мультикультурных акций.
5.6. Поддержка одаренных детей и талантливой молодежи
5.6.1. Анализ ситуации
В целях выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи ежегодно на территории области проводятся свыше 40 творческих конкурсов и фестивалей районного уровня, создан премиальный фонд, учреждены именные стипендии.
Тем не менее, проблема выявления, поддержки и сопровождения талантливых и одаренных детей существует. Сегодня этим вопросом занимаются в основном педагоги общеобразовательных учреждений, музыкальных школ, школ искусств и родители, которые обращают внимание на способности детей, проявляющиеся в процессе внеучебной деятельности в школе и дома. Однако работа по выявлению одаренных детей в области искусства в районе не носит системного и целенаправленного характера. Особенно остро стоит вопрос о выявлении одаренности в раннем дошкольном возрасте.
Несмотря на осуществляемые в районе проекты поддержки творческих инициатив одаренных детей и молодежи, возможности для самореализации и самовыражения данных категорий населения в сфере культуры ограничены, в том числе и недостаточным оснащением специализированным оборудованием учреждений, предоставляющих культурно-досуговые услуги. Устаревший парк музыкальных инструментов (ситуация, наблюдаемая в подавляющем большинстве детских школ искусств, детских музыкальных школ района) не лучшим образом сказывается на качестве учебного процесса. Усугубляют ее и ограниченные возможности родителей в приобретении своим детям дорогостоящих музыкальных инструментов.
Кроме того, развитие одаренности как психического феномена подразумевает применение интегративного подхода в обучении, включающего в себя параллельное развитие когнитивных, творческих и социальных составляющих. Интегративный подход к обучению одаренных детей предполагает объединение в едином процессе учебной, художественной, творческой и воспитательной деятельности. Однако в районе такого учреждения нет. Это приводит к тому, что многие талантливые в сфере культуры дети не имеют возможности раскрыть и развить свои способности, не получают необходимой для овладения профессией ранней, допрофессиональной подготовки и уходят в другие сферы. Таким образом, общество теряет одаренных в сфере культуры и искусства детей и молодежь, которые могли бы составить основу культурной элиты района.
5.6.2. Задачи в рамках данного направления:
1. Формирование системы выявления и сопровождения талантливых и одаренных детей в районе.
2. Совершенствование системы поощрения для одаренных детей и талантливой молодежи.
3. Развитие фестивального молодежного движения.

6. Проекты и инициативы


№ Направления Задачи Проекты и инициативы Сроки Ответственные
п/п реализации

1. Сохранение 1. Реализация Проекты: МБУК
культурно- комплекса мер по 1. Подготовка и 2014 г. "Центральная
исторического сохранению издание дайджеста библиотека
наследия памятников истории и "Народная Алексеевского
Алексеевского культуры, музейных и художественная района
района библиотечных фондов, культура
своевременное Алексеевского
проведение района".
консервационных или 2. Создание при 2013 - 2014 Алексеевский
реставрационных каждом клубном г.г. творческо-
работ. учреждении методический
2. Обеспечение экспозиции, центр
сохранности и посвященной истории
безопасности родного села.
предметов фондов Инициативы:
учреждений культуры. Разработка альманаха 2014 - 2017 Музеи района,
3. Пополнение фондов об уникальных г.г. МБУК
муниципальных музеев памятниках "Алексеевский
и библиотек района. материальной и краеведческий
4. Обеспечение духовной культуры музей" (по
дальнейшего развития Алексеевского согласованию)
экспозиционно- района, хранящихся в
выставочной, фондах музеев
издательской и района.
научно- Реставрация 2013 - 2017 Управление
просветительской зданий-памятников, в г.г. культуры
деятельности которых размещены
муниципальных музеев учреждения,
и библиотек района расположенные на
территории г.
Алексеевка

2. Формирование 1. Совершенствование Проекты:
культурных механизма 1. Создание и 2015 - 2017 Алексеевский
потребностей межведомственного развитие театральных г.г. творческо-
населения взаимодействия на самодеятельных методический
уровне отношений коллективов центр
учреждений культуры (театральных студий)
с образовательными для детей и молодежи
учреждениями. на базе клубных и
2. Формирование образовательных
духовных учреждений района.
потребностей у детей 2. Формирование 2014 - 2017 МБУК
и молодежи единой интерактивной г.г. "Центральная
посредством новых электронной площадки библиотека
форм работы. приобщения к чтению Алексеевского
3. Приобщение всех категорий района"
населения к населения района.
ценностям "высокой" Инициативы:
культуры на основе Разработка и 2013 - 2017 МБОУ ДОД
лучших образцов внедрение г.г. "Детская школа
классического и дополнительных искусств" г.
современного предпрофессиональных Алексеевка
искусства. общеобразовательных
4. Повышение общего программ в области
уровня культуры искусств.
населения в местах Организация 2013 - 2017 Алексеевский
массового ежегодного (ко Дню г.г. творческо-
времяпрепровождения. защиты детей) методический
5. Формирование районного праздника центр, МОУДОД
культуры чтения "Праздник детства и "Детская школа
населения семьи". искусств" г.
Алексеевского района Алексеевка,
МБУК "ЦБ
Алексеевского
района"
Организация и 2013 - 2017 МБУК
проведение г.г. "Алексеевский
межмузейных выставок краеведческий
из фондов музеев музей" (по
Белгородской области согласованию)
на базе
Алексеевского
краеведческого музея
"Музей в музее"

3. Повышение 1. Обеспечение Проекты:
уровня жителей отдаленных 1. Совершенствование 2013 - 2015 Управление
доступности и населенных пунктов системы равного г.г. культуры,
привлекатель- района широким доступа жителей Алексеевский
ности спектром культурных района творческо-
культурных услуг. (преимущественно методический
благ 2. Расширение сельских) к центр
участия в культурной профессиональному
жизни категорий искусству в течение
населения, театрального,
нуждающихся в концертного сезонов
дополнительных мерах 2013 - 2015 годов.
социальной 2. Культурно- 2015 - 2017 МБУК
поддержки. информационные г.г. "Центральная
3. Развитие технологии как библиотека
виртуальных, средство Алексеевского
дистанционных и социализации лиц с района"
нестационарных форм ограничениями
культурного жизнедеятельности,
обслуживания маломобильных
населения граждан, социально
не защищенных слоев
населения,
проживающих в
удаленных
населенных пунктах
района.
3. Формирование 2014 - 2016 МБУК
единого г.г. "Центральная
информационно- библиотека
консультативного Алексеевского
центра по поддержке района"
частных подворий.
4. Создание 2013 - 2014 Алексеевский
экспозиционного зала г.г. Дом ремесел,
музея подсолнечного МБУК
масла "Цветок "Алексеевский
солнца", краеведческий
посвященного музей" (по
изобретателю согласованию)
производства
подсолнечного масла
Д.С.Бокареву.
Инициативы:
Организация работы с 2013 - 2017 Музеи района,
гражданами, г.г. МБУК
занимающимися "Алексеевский
коллекционированием краеведческий
различных предметов музей" (по
искусства, согласованию)
историко-культурных
и технических
ценностей, природных
объектов

4. Совершенство- 1. Оснащение Проекты:
вание учреждений культуры 1. Создание цикла 2015 - 2016 Алексеевский
ресурсной современным телепередач о г.г. творческо-
базы сферы компьютерным выдающихся методический
культуры оборудованием, коллективах и центр
системами связи, земляках, лучших
информационными учреждениях
ресурсами. культуры района для
2. Удовлетворение показа в учреждениях
кадровых культуры
потребностей в сфере района.
культуры. 2. Формирование 2014 - 2017 Управление
3. Усиление банка данных г.г. культуры,
социальной кадрового потенциала Алексеевский
защищенности сферы культуры творческо-
работников сферы Алексеевского района методический
культуры с построением центр
прогнозных карт до
2025 года.
3. Создание 2013 - 2015 Управление
Афанасьевского г.г. культуры,
этнокультурного Алексеевский
центра творческо-
методический
центр,
администрация
Афанасьевского
сельского
поселения

5. Создание и 1. Разработка и Проекты:
продвижение реализация 1. Разработка и 2014 - 2017 Алексеевский
системы брендинговых продвижение г.г. творческо-
культурных программ в сфере фестивального методический
брендов культуры. календаря в рамках центр
района 2. Создание условий развития культурных
для активной брендов сельских
гастрольно- территорий района.
выставочной 2. Разработка бренда 2013 - 2017 Управление
деятельности Алексеевского г.г. культуры,
организаций района. комитет по
культуры. социальному
3. Пропаганда развитию
алексеевских Алексеевского
традиций, истории, района
географии, 3. Разработка 2013 - 2015 Алексеевский
топонимики и т.д. музыкально- г.г. творческо-
посредством этнографической методический
проведения постановки "Дай Бог центр
мультикультурных тому, кто в этом
акций дому" на основе
свадебных традиций
сел района.
Инициативы:
Организация и 2013 - 2017 Алексеевский
проведение комплекса г.г. творческо-
мероприятий для методический
детей и молодежи по центр
сохранению,
возрождению и
популяризации
традиционных
народных игр, забав
и обрядов "Живи,
родник, живи!"
Создание и 2014 - 2017 Музеи района
продвижение г.г.
межмузейных
выставок,
посвященных
юбилейным датам в
истории района,
области, России (не
менее двух выставок
в год).
Изготовление и 2013 - 2017 Управление
распространение г.г. культуры,
имиджевой продукции муниципальные
(баннеры, билборды), учреждения
презентующей культуры
особенности культуры
поселений района

6. Поддержка 1. Формирование Проекты:
одаренных системы выявления и 1. Организация 2014 - 2017 МОУДОД
детей и сопровождения работы детских школ г.г. "Детская школа
талантливой талантливых и искусств и детских искусств" г.
молодежи одаренных детей в музыкальных школ по Алексеевка
районе. выявлению одаренных
2. Совершенствование детей на территории
системы поощрения района.
талантливых Инициативы:
представителей детей Проведение 2013 - 2017 Алексеевский
и молодежи. крупномасштабных г.г. творческо-
3. Развитие культурных акций на методический
фестивального выявление и развитие центр, МБУК
молодежного движения творческих "Центральная
способностей лиц с библиотека
ограничениями Алексеевского
жизнедеятельности и района"
формирование
активной жизненной
позиции.
Организация и 2013 - 2017 Управление
проведение г.г. культуры,
районного Слета комитет по
талантливой молодежи социальной
политике
Алексеевского
района


Целевые показатели реализации Стратегии приведены в приложении.

7. Сроки и этапы реализации

Реализация Стратегии рассчитана на период 2013 - 2017 годов.
Достижение главной цели и решение задач Стратегии будет осуществляться поэтапно с учетом сложившихся реалий и прогнозируемых процессов социально-экономического развития Алексеевского района и Белгородской области.
На первом этапе (2013 - 2015 г.г.) должны быть сформированы необходимые условия для эффективной реализации Стратегии, в том числе:
совершенствование нормативной правовой базы сферы культуры;
создание предпосылок для повышения доступности, качества и разнообразия услуг в сфере культуры;
развитие механизмов поддержки творческой деятельности в районе;
стимулирование развития новых направлений, видов и жанров искусства, обеспечение поддержки новаторских и дебютных проектов в области современной культуры, творческих проектов для детской и молодежной аудитории;
развитие механизмов содействия муниципальным культурным инициативам, межмуниципальной гастрольной, выставочной и фестивальной деятельности;
стимулирование формирования целевого капитала и благотворительности в сфере культуры, укрепление культурного потенциала района, включая внедрение долгосрочного стратегического планирования и бюджетирования, ориентированного на результат;
переход к новым организационно-правовым формам учреждений культуры;
обеспечение модернизации учреждений культуры и учреждений дополнительного образования в сфере культуры;
разработка и внедрение инструментов поддержки организационных инноваций;
создание интернет-сайта;
внедрение единой информационной автоматизированной системы управления функционированием сферы культуры.
На втором этапе (2015 - 2017 г.г.) планируется выполнение мероприятий, принятых к реализации, мониторинг, контроль и оценка их эффективности, регулярное информирование общественности и других заинтересованных сторон о ходе реализации Стратегии, внедрение инноваций в сферу культуры, обеспечивающих выход на современные стандарты качества услуг в сфере культуры.

8. Механизм контроля

В целях обеспечения успешной реализации Стратегии формируется специальный механизм контроля, включающий следующие элементы:
- создание постоянно действующей рабочей группы, основной задачей которой будет являться принятие ключевых решений, связанных с контролем реализации Стратегии. В состав рабочей группы предполагается включить представителей всех основных заинтересованных сторон;
- закрепление ответственных органов исполнительной власти, муниципальных органов района за выполнением мероприятий Стратегии;
- создание системы мониторингов, позволяющих отслеживать выполнение показателей, характеризующих достижение главной цели и решение задач Стратегии.
Рабочая группа:
- осуществляет управление реализацией Стратегии и несет ответственность за достигнутые результаты, координирует действия всех участников выполнения Стратегии, подготавливает в пределах своих полномочий проекты нормативных правовых актов, необходимых для реализации Стратегии, осуществляет контроль за ходом ее реализации и корректировки;
- обеспечивает общественное обсуждение результатов Стратегии и представление их в средствах массовой информации;
- формирует и ежегодно представляет в администрацию Алексеевского района отчет о достигнутых результатах реализации Стратегии.





Приложение
к Стратегии развития сферы культуры
Алексеевского района на 2013 - 2017 годы

Целевые показатели
Стратегии развития сферы культуры
Алексеевского района на 2013 - 2017 годы


Наименование целевого Еди- Значение Плановое значение целевого
показателя ница целевого показателя
изме- показателя
рения на начало 2013 2014 2015 2016 2017
реализации год год год год год
Стратегии

1 2 3 4 5 6 7 8

1. Формирование культурных потребностей населения

Количество посещений ед. 5105,0 5105,3 5105,5 5105,7 5105,8 5106,0
библиотек на 1000
человек населения
района

Количество посещений ед. 2057 2060 2065 2070 2075 2080
платных мероприятий и
концертов, проводимых
учреждениями
культуры, на 1000
человек населения
района

Число посещений ед. 499 600 601 602 603 604
музеев на 1000
человек населения
района

Число посещений ед. 794 797 805 812 823 830
киносеансов на 1000
человек населения
района

Количество выданных ед. 11240 11242 11244 11246 11248 11250
экземпляров из фондов
муниципальных
библиотек на 1000
человек населения
района

2. Повышение уровня доступности и привлекательности культурных благ

Удовлетворенность % 54,4 54,5 54,6 54,7 54,8 54,9
качеством
предоставляемых услуг
в сфере культуры
(качеством культуры
обслуживания)

Количество ед. 140 145 150 155 160 165
выступлений народных
самодеятельных
коллективов в
городском и сельских
поселениях района

Количество выездов ед. 18 19 20 21 22 23
областных
театрально-концертных
организаций в районе

Количество посещений ед. 989 995 1000 1017 1025 1040
сайтов учреждений
культуры района в
сети Интернет

Количество обращений ед. 1375 1380 1395 1410 1425 1445
к электронным
каталогам, базам
данных библиотек

3. Развитие ресурсной базы сферы культуры

Доля зданий % 67,7 не не не не не
муниципальных менее менее менее менее менее
учреждений культуры и 67,7 69 70 70 70
дополнительного
образования в сфере
культуры, находящихся
в удовлетворительном
состоянии, от общего
количества объектов

Количество ед. 10 11 12 13 14 15
телепередач о
народном творчестве
района, выдающихся
земляках, лучших
учреждениях культуры
района

Доля работников % 12,0 12,2 12,5 12,8 13,0 13,5
учреждений культуры,
прошедших обучение,
переподготовку,
повысивших
квалификацию

4. Сохранение культурно-исторического наследия Алексеевского района

Количество ед. 17 19 22 26 29 33
тематических изданий
на любом виде
носителей,
выпускаемых
учреждениями культуры

Доля объектов % 89 не не не не не
культурного наследия, менее менее менее менее менее
находящихся в 89 89 89 89 89
удовлетворительном
состоянии, в общем
количестве объектов
культурного наследия

5. Формирование системы культурных брендов района

Количество новых ед. - 2 3 4 5 6
фестивалей,
праздников в рамках
развития культурных
брендов района

Количество публикаций ед. 80 90 100 110 120 130
в средствах массовой
информации,
направленных на
продвижение брендов

Удельный вес % 388 389 390 391 392 393
населения,
участвующего в
платных
культурно-досуговых
мероприятиях,
проводимых
муниципальными
учреждениями культуры

6. Поддержка одаренных детей и талантливой молодежи

Доля учащихся % 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 15,5
учреждений
дополнительного
образования в сфере
культуры (детских
музыкальных и школ
искусств) от числа
учащихся
общеобразовательных
школ 1 - 9 классов

Количество ед. 60 65 70 75 80 90
мероприятий для
целевой аудитории

Доля учащихся % 18 20 21 22 23 24
учреждений
дополнительного
образования в сфере
культуры, получивших
награды и поощрения в
фестивальных и
конкурсных
мероприятиях
различных уровней, в
общем количестве



------------------------------------------------------------------